Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSЧетверг, 23.05.2019, 18:03

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Елатомская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Советы психолога

Информация для выпускников

Как эффективно подготовиться к экзамену?

Главное правило – это систематически и своевременно готовиться к занятиям во время учебного процесса. Это будет способствовать постепенному усвоению материала, что придаст спокойствия в период сдачи ГИА.

Готовьтесь к экзамену  без страха, используя простые, но действенные хитрости:

  • Распределение времени  на подготовку должно быть разумным: планируйте свое свободное время, расставляйте приоритеты, распределяйте усилия и старайтесь всё делать вовремя.
  • Когда вы изучаете материал, это требует полной  сосредоточенности. Позаботьтесь о том, чтобы ничто вас не отвлекало, отключите мобильный, скайп и другие средства общения. Если вам трудно удержать внимание, то попытайтесь через силу сосредоточиться хотя бы на несколько минут. По прошествии этих минут вы и сами не заметите, как уже будете в теме.
  • Ничто так не облегчает запоминание, как понимание того, что нужно запомнить. Поэтому от обычной зубрежки толка не будет. Лучше прочитать материал и постараться вникнуть в него, уловить суть.
  • Перед началом работы сосредоточьтесь - расслабьтесь и успокойтесь. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
  • Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. 
  • Физические упражнения   снимают напряжение и стимулируют работу мозга. Поэтому старайтесь делать небольшую разминку в перерывах.

 Как поддержать работоспособность?

Работоспособность (умственная) -  способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности. Специалисты психофизиологии разработали условия, которые призваны обеспечивать высокую продуктивность умственного труда.

1.  Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так назы­ваемый период врабатывания, в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Если вы чувствуете себя «не в настроении», начинайте занятия с наиболее интересного для вас вопроса, это поможет войти в рабочую форму.

 2. Для сохранения нормальной и длительной работоспособности необходимы определенный ритм деятельности, оптималь­ный объем информации и т.д. чередуйте  рабо­ту и отдых (40 минут  работы, 5-10 минут активного отдыха), что обес­печит меньшую утомляемость и большую производительность.

3.   Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую воду или зеленый чай.

4. Хорошим стимулом, способствующим высокой работоспособности, является позитивный настрой и  отношение к умственному труду. Работа дается легче, если найдете в ней что-то хорошее и полезное для себя.

Как всё запомнить?

Учитывая, что запоминание материала происходит скачками,  необходимо постоянно повторять материал, т.к. многократное повторение увеличивает объем заученной информации.

Помните, что информация лучше усваивается, если её повторять  в течение 15-20 минут и  через 8-9 часов. Так же полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Следует разбираться в том материале, который вы пытаетесь выучить. Просто механическое запоминание даёт кратковременный результат. Такой тип запоминания целесообразно использовать, если необходимо заучить названия, даты, исключения из правил правописания и т.п.

Для лучшего воспроизведения запомненного материала составьте план и тогда ничего не упустите.

Нет смысла писать шпаргалки. Это отнимает много времени, а их использование чревато удалением с экзамена. Для того чтобы повысить эффективность запоминания, действительно важно использовать несколько видов памяти, в том числе зрительную и механическую. С этой целью можно использовать метод ассоциаций: делать краткие записи, тезисы, рисовать различные схемы, таблицы и т.п., которые можно будет использовать при повторении изученного и воспроизвести непосредственно на экзамене в качестве опоры для ответа.

Если Вы относитесь к зрительному типу восприятия:

  • При запоминании активно используйте картинки, схемы, планы, это активизирует зрительно-образную память. Обязательно записывайте и зарисовывайте на бумаге – потом это поможет вспомнить все на экзамене.
  • Разместите на видном месте схемы, которые вам необходимо запомнить.
  • Для подготовки используйте хорошо иллюстрированные пособия.
  • Как это не покажется странным, но написание шпаргалок тоже помогает структурировать информацию и запомнить материал, но вам совсем не обязательно ими пользоваться.

Если Вы относитесь к слуховому типу восприятия:

  • Наговаривайте ответы на диктофон, а затем прослушивайте запись.
  • Очень хороший способ запомнить – это рассказывать выученный материал вслух.
  • Постоянно проговаривайте вслух при запоминании, так как речь «про себя» сокращенная и сжатая, а когда вы отвечаете вслух, включается речедвигательная память, помогающая запоминанию на «общепринятом языке».
  • Попросите своих близких, друзей прочитать вам наиболее важные тексты для запоминания.

 Если Вы относитесь к двигательному типу восприятия:

  • При заучивании материала перемещайтесь по комнате.
  • Заведите тетрадь, в которую вы будете кратко записывать выученный материал, - для вашего типа памяти важно движение, поэтому письмо усиливает запоминание.
  • Хорошо распределите и чередуйте время занятий и отдыха. Лучший отдых от занятия для вас – физическая активность.
  • Для того что бы контролировать время, отведенное на занятие, используйте песочные часы.
  • На экзамене: вам необходимо развить функцию контроля, т.е. навыки самопроверки, работайте по принципу: «сделал - проверь».

Как избежать нервного истощения

Нервное истощение – это особое состояние, возникающее вследствие перенесенных стрессов, высокой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки. Причинами нервного истощения чаще всего становится переутомление.

Высыпайтесь.  Ложитесь спать в соответствии со своим распорядком дня.  В постели не читайте. За два часа до сна – никаких триллеров и боевиков.

Расслабьтесь. Выполняйте каждый день легкое дыхательное упражнение: лягте ровно, одну руку положите на живот, другую на грудь. Медленно вдохните, пропуская воздух в низ живота и чуть надувая живот. Медленно выдохните, чуть втягивая живот. Повторите 3 раза. Когда научитесь дышать свободно, на вдохе представляйте, как вместе с воздухом энергия входит в ваше тело, а слабость уходит.

          Согрейтесь. Принимайте контрастный душ и заканчивайте его горячей водой. Такая процедура отлично заряжает энергией. 

Упражнения для снятия эмоционального напряжения

Главные составляющие успеха на экзамене – это умение владеть собой, знание материала, логика построения ответа. Чтобы научиться управлять своим эмоциональным состоянием на экзамене, можно заранее разучить специальные психотехнические упражнения - конкретные методы и способы самоконтроля. Зачем? Во-первых, это опыт. Во-вторых, сильная мотивация к учебе. В-третьих, умение владеть собой пригодится в любой ситуации. Особенно бесценно оно для личностного и профессионального роста. Так что постоянно пополняйте свой практический опыт техниками и способами самообладания, а для этого собирайте полезные наблюдения психологов и выберите для себя два-три действующих упражнения на развитие саморегуляции.

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Слегка помассируйте кончик мизинца.

Нарисуйте в воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который, взяв билет, легко получает доступ к ресурсам памяти. Одним словом, создайте алгоритм ваших действий, которым будете следовать на экзамене. Эту ситуацию нужно «проиграть» в уме несколько раз: сначала в роли зрителя какого-то фильма о человеке, сдающего экзамены на «пятерку», а потом в роли главного героя переживаемой ситуации. Оба способа желательно мысленно «прокрутить» по 3 раза, чтобы  зафиксировать положительные эмоции и свой настрой на успех. Впоследствии, на экзаменах, вы сможете вызвать у себя нужное состояние.

Сядьте в удобную позу, расслабьтесь, сложите пальцы в замок и вспомните ситуацию, где вы «блистали» и где вам сопутствовала удача. Сначала надо воспроизвести в памяти «картинку», звуки, а потом – собственные эмоции. Самое главное – вызвать прежнее ощущение уверенности в собственных силах, вновь пережить и прочувствовать свой успех. И когда этот момент наступит, несильно сожмите сложенные в замок руки. Повторяйте этот прием ежедневно по три-четыре раза с некоторым интервалом времени. Такая тренировка поможет вызвать нужное состояние и на экзамене, достаточно лишь сосредоточиться и не сильно сжать руки.

Медитация на дыхании. Суть в том, чтобы в течение 3-5 минут следить за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком, дышать при этом надо легко и естественно. Через несколько минут, сняв возбуждение, переходите к самовнушению, мысленно говоря себе: “Я  - Расслабляюсь - И - Успокаиваюсь”, синхронизируя эти слова с ритмом своего дыхания. Слова «Я» и «И» следует произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь” - на плавном, удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по всему телу, расслабляя и размягчая его. Подобная концентрация на процессе дыхания носит выраженный успокаивающий характер и отвлекает тревожных людей от негативных мыслей по поводу предстоящего экзамена за счет переключения внимания с внешних процессов на внутренние.

Накануне экзамена

Настройтесь на успех. Доказано, что если перед экзаменом чувствовать себя неуверенно, переживать о провале и все время нервничать, то изучаемый материал будет гораздо хуже усваиваться. И наоборот, четкая установка на успешное усвоение поможет сохранить в памяти выученное не только до экзамена, но и надолго после него.

В день накануне экзамена следует прекратить всяческую подготовку, дабы избежать эффекта "каши в голове". В последний вечер перед экзаменом дайте себе отдых. Постарайтесь пораньше лечь спать. И избегайте мыслей наподобие: «А что будет, если я не сдам?». Замените их на более уверенную формулировку: «Я спокоен и уверен в себе».

В день экзамена

Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно если этот экзамен первый в жизни или решает вашу дальнейшую судьбу. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех. Не стоит в этот день принимать успокоительные препараты, так как они могут вызвать сонливость или расфокусировать ваше внимание. Вместо этого стоит съесть несколько кусочков шоколада, это активизирует мыслительные процессы. Для того, чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком. Полезно также принять контрастный душ, завершая его обливанием холодной водой.

Во время экзамена

  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 
  • Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать и т.д.
  • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  • Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  • Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
  • Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
  • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально, достаточно одолеть 70% заданий.

 

Рекомендации для педагогов

На этапе подготовки:

  • Создавайте ситуации эмоционального комфорта в предэкзаменационный период с целью укрепления самооценки обучающегося.
  • Поддерживайте сильные стороны личности подростков.
  • Используйте поддерживающие высказывания: «Я уверен, ты справишься», «У тебя все получится» и т.д.
  • Контролируйте режим подготовки подростка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  • Обучайте подростков планировать работу по времени.
  • Давайте алгоритмы подготовки в виде схем, начиная с трудного и плавно переходя к знакомому материалу.
  • Развивайте навыки самопроверки у обучающихся по принципу: «Сделал - проверь».

 

Рекомендации для родителей

Почему ваши дети так волнуются?

Период экзаменов – сложный момент в жизни подростков.  Стресс ребята  испытывают поскольку:

  • сомневаются в полноте и прочности своих знаний;
  • боятся незнакомой, неопределенной ситуации;
  • сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • испытывают страх перед экзаменами в силу личностных способностей – тревожности, неуверенности в своих силах;
  • испытывают повышенную ответственность перед родителями и педагогами.

Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка. Задача взрослых - помочь ему  в сложный период подготовки и сдачи итоговой аттестации.

Как помочь своему ребёнку в сложный период подготовки и сдачи итоговой аттестации?

Любой экзамен, проверка знаний – серьезное испытание для вашего ребенка. В этот сложный для Вашего ребёнка период:

  • постарайтесь не вспоминать о прошлых неудачах ребёнка;
  • помогайте ребёнку обрести уверенность в том, что он справится со столь трудной задачей;
  • создавайте дома обстановку дружелюбия и уважения;
  • старайтесь оставаться в спокойной, взвешенной позиции взрослого, который видит, в чём ребёнку сейчас трудно и ненавязчиво предлагайте свою помощь;
  • не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте после экзамена; внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей;
  • если ваш ребёнок сильно волнуется, заранее расскажите о возможностях пересдачи, вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода; помните, что итоговый экзамен очень важен, но при неудачной сдаче жизнь не остановится;
  • не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования; ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»;
  • и самое главное: верьте в своего ребёнка, поддерживайте его, демонстрируйте, что вы понимаете его переживания.
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Полезные ссылки




Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Рязанской области

Рязанский институт развития образования

Управление образования Касимовского района

Электронный журнал

Электронный детский сад
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт о культурных событиях Рязанской области
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz